Данное издание адресовано педагогам и учащимся-теоретикам средних специальных учебных заведений. Вместе с тем может быть использовано на общих курсах училищ и консерваторий. Автор опирается на традиции школы Чайковского и Аренского (так называемой «московской школы»), которая характеризуется широким охватом музыкально-стилистических явлений и прежде всего романтической и русской музыки.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Предисловие
- Глава первая Введение
- Предмет гармонии
- Аккорд
- Мелодия и гармония
- Четырехголосный склад
- Глава вторая Трезвучия
- Трезвучия в четырехголосном складе
- Виды взаимодействия голосов
- Соединение трезвучий в мажоре
- Перемещение
- Гармонизация баса трезвучиями в мажоре
- Менее употребительные способы соединения трезвучий
- Особенности соединения трезвучий в миноре
- Функциональная логика мажора
- Функциональная логика минора
- Ладовая переменность
- Гармоническое содержание периода
- Гармонизация мелодии трезвучиями
- О секвенциях. Тональные секвенции
- Глава третья Обращения трезвучий
- Секстаккорды
- Об удвоениях в аккордах
- Секстаккорды с удвоенной примой или квинтой
- Соединение секстаккордов между собой и с трезвучиями
- Секстаккорды с удвоенной терцией
- Голосоведение при использовании секстаккордов
- Квартсекстаккорды - Кадансовый квартсекстаккорд - Проходящие квартсекстаккорды - Вспомогательные квартсекстаккорды
- Глава четвертая Септаккорды и нонаккорды
- Общая характеристика септаккордов
- Доминантсептаккорд (D7)
- Разрешение доминантсептаккорда
- Обращения доминантсептаккорда
- Проходящий терцквартаккорд
- Проходящие аккорды между обращениями D7
- Особые случаи разрешения D7 и его обращений
- Вводные септаккорды
- Разрешение септаккорда VII ступени
- Обороты с проходящими аккордами между обращениями VII7
- Нонаккорд V ступени
- Септаккорд II ступени
- Разрешение II7 и его обращений - Разрешение непосредственно в тоническое созвучие - Разрешение через аккорды доминантовой группы
- Обороты с проходящими аккордами между обращениями II7
- Участие септаккордов II и VII ступеней в оборотах переменного лада
- Септаккорды I, III, IV, VI ступеней мажора и минора, V и VII ступеней натурального минора
- Разрешение септаккордов - Переход в трезвучия и их обращения - Переход в другие септаккорды и их обращения
- Септаккорды в тональных секвенциях
- Свободное использование септаккордов
- Нонаккорды
- Глава пятая Альтерация аккордов субдоминантовой группы
- Общее понятие об альтерации
- Альтерации, характерные для аккордов группы S
- Альтерированные аккорды группы S, включающие IV повышенную ступень
- Двойная доминанта
- Голосоведение при использовании аккордов альтерированной субдоминанты
- Функциональное положение альтерированной субдоминанты
- Разрешение аккордов альтерированной субдоминанты - Непосредственное разрешение в тонические созвучия - Разрешение через аккорды группы D
- Внутрифункциональное частичное разрешение альтерированных субдоминант. Дезальтерация
- Аккорды с увеличенной секстой
- Альтерированные аккорды группы S, не включающие IV повышенную ступень - Секстаккорд II низкой ступени (IIb6) - Квинтсекстаккорд II ступени с повышенной примой
- Глава шестая Отклонения и модуляции. Степени родства тональностей
- Общие сведения о модуляции и взаимоотношении тональностей
- Степени родства тональностей
- Виды модуляций
- Отклонения в тональности 1-й степени родства
- Отклонения через побочные D - Отклонения через доминантсептаккорд - Отклонения через вводный септаккорд
- Отклонения через побочные S
- Отклонения без участия тоники новой тональности
- Отклонения и ладовая переменность
- Модуляции в тональности 1-й степени родства (общая характеристика)
- Модуляции в тональности 1-й степени родства с помощью посредствующего аккорда
- Модуляции в тональности 1-й степени родства с включением промежуточных отклонений
- Смысловое значение отклонений и модуляций
- Постепенная модуляция в более отдаленные тональности
- Модулирующая секвенция
- Разновидности модулирующих секвенций
- Глава седьмая Неаккордовые звуки. Органный пункт
- Общая характеристика неаккордовых звуков
- Задержания
- Приготовленные и неприготовленные задержания
- Разрешение задержаний
- Восходящие и нисходящие задержания
- Особенности голосоведения при использовании задержаний
- Сложные задержания
- Особые формы задержаний
- Выразительыне возможности задержаний
- Проходящие звуки
- Сложные проходящие звуки
- Вспомогательные звуки
- Особые формы вспомогательных звуков
- Предъем
- Проходящие и вспомогательные созвучия
- Неаккордовые звуки второго порядка
- Органный пункт
- Техника использования органного пункта
- Глава восьмая Альтерация аккордов доминантовой группы
- Альтерации, характерные для аккордов группы D
- Аккорды альтерированной D
- Голосоведение при разрешении аккордов альтерированной D
- Многозвучные альтерированные доминанты
- Выразительные возможности альтерированных гармоний
- Глава девятая Внезапная модуляция
- Виды внезапной модуляции
- Активный и пассивный энгармонизм
- Энгармонизм уменьшенного септаккорда. Положениеуменьшенного септаккорда в тональности
- Модуляция через энгармонизм уменьшенного септаккорда - Модуляция через вводный в T в последующей тональности - Модуляция через вводный в D в последующей тональности - Модуляция через вводный в S в последующей тональности
- Модуляция через энгармонизм доминантсептаккорда (аккордов с увеличенной секстой)
- Образно-смысловое значение энгармонической модуляции. Место энгармонической модуляции в музыкальной форме
- Модуляция через энгармонизм увеличенного трезвучия
- Прочие аккорды в энгармонической модуляции
- Эллипсис и эллиптическая (мелодико-гармоническая) модуляция - Внутритональный эллипсис - Модулирующий эллипсис
- Мелодическая модуляция
- Сопоставление
- Глава десятая Мажоро-минор
- Общая характеристика
- Основные этапы становления одноименного мажоро-минора
- Терминология и обозначения. связанные с аккордикой мажоро-минора
- Функциональная логика в условиях мажоро-минора
- Отклонения и модуляции в условиях мажоро-минора
- Аккорды параллельного мажоро-минора
- Выразительные возможности мажоро-минора