Автор данного учебного пособия — Б. К. Алексеев, известный педагог-теоретик, автор изданий по сольфеджио и гармонии, которые на протяжении многих лет успешно используются в педагогической практике.
Пособие охватывает полный курс гармонии, расположенный по темам в том же порядке, что и в «Учебнике гармонии» И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, И. В. Способина и В. В. Соколова.
В полном объеме пособие ориентировано на специальный курс гармонии в вузах и средних специальных учебных заведениях. Частично может быть использован в занятиях со студентами фортепианного и оркестрового факультетов.
Часть I. Диатоника
Пособие охватывает полный курс гармонии, расположенный по темам в том же порядке, что и в «Учебнике гармонии» И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, И. В. Способина и В. В. Соколова.
В полном объеме пособие ориентировано на специальный курс гармонии в вузах и средних специальных учебных заведениях. Частично может быть использован в занятиях со студентами фортепианного и оркестрового факультетов.
СОДЕРЖАНИЕ:
ЗАДАЧИЧасть I. Диатоника
- Соединение главных трезвучий Т, S и D (с применением перемещения аккордов без смены расположения)
- Перемещение трезвучий (со сменой расположения)
- Скачки терций
- Каденции и кадансовый квартсекстаккорд
- Секстаккорды главных трезвучий (при плавном соединении)
- Соединение трезвучий и секстаккордов со скачками и двух секстаккордов подряд
- Проходящие и вспомогательные квартсекстаккорды
- Доминантсептаккорд (основной вид) в каденции и внутри построения
- Обращения доминантсептаккорда
- Трезвучие и секстаккорд II ступени
- Гармонический мажор
- Трезвучие VI ступени с обращениями. Прерванная каденция
- Септаккорд II ступени с обращениями
- Малый и уменьшенный вводные септаккорды с обращениями
- Доминантнонаккорд
- Менее употребительные аккорды доминантовой группы. Доминанта с секстой и вводный септаккорд с квартой Фригийский оборот
- Диатонические секвенции и побочные септаккорды. Полная диатоника с элементами различных народных ладов
- Двойная доминанта в каденциях
- Двойная доминанта внутри построения
- Альтерированная двойная доминанта
- Отклонения в тональности диатонического родства: через побочные доминанты, через побочные субдоминанты
- Хроматические секвенции
- Модуляции в тональности диатонического родства (первая степень родства): в доминантовом направлении, в субдоминантовом направлении
- Неаккордовые звуки
- Альтерация аккордов доминантовой группы
- Альтерация аккордов субдоминантовой группы
- Мажоро-минорные и миноро-мажорные средства
- Органный пункт
- Модуляции в тональности второй степени родства (хроматическое родство)
- Модуляции в тональности третьей степени родства (мажоро-минорное родство)
- Модуляции через VI низкую, II низкую ступени и одноименную тонику
- Модуляции в отдаленные тональности (четвертая степень родства)
- Транспонирующие секвенции Эллипсис
- Энгармонизм и внезапные модуляции Задачи обобщающего характера на сочетание различных видов трудностей
- Схемы гармонических последовательностей
- Построение, определение и разрешение аккордов. Энгармонизм аккордов
- Секвенции